В России уже много лет существует проблема подготовки инженерных и ИТ-кадров для машиностроительных предприятий, которая привела к острому кадровому дефициту в крупных промышленных городах. В связи с этим вырос спрос на специалистов, имеющих достаточные компетенции для разработки и внедрения цифровых решений.
Крупные машиностроительные холдинги заинтересованы в постоянном повышении уровня использования современных передовых технологий на производстве, в связи с чем зачастую наблюдается разрыв между профессиональными возможностями молодых специалистов и актуальными потребностями отрасли.
Директор департамента цифровой трансформации машиностроения ЛАНИТ Александр Романов подчеркнул, что содействовать решению данной проблемы могут крупные ИТ-компании, обучая студентов цифровым методикам проектирования и производства.
В связи с этим, департамент цифровой трансформации ЛАНИТ разработал несколько форм обучения. Первая, классическая форма представляет собой ряд академических программ, созданных с учетом запросов университетов и их отраслевой специфики. В МГТУ им. Н.Э. Баумана на кафедре РК6 проводится отдельный курс “Системы автоматического проектирования” (САПР), моделирующий работу конструкторского бюро. Академическая программа включена в учебный план кафедры и является обязательной. В ее основе лежит учебный модуль по методологии нисходящего контекстного проектирования, обучающий студентов технологии создания электронного макета изделия с использованием CAD, CAE и PLM-систем. По словам Александра Романова, специально для каждого вуза и каждой компании подбираются реальные примеры: кейсы разработки изделий для авиационного двигателестроения, железнодорожной техники, автомобилестроения, курсы общего машиностроения на примере редуктора.
Ядром подхода стал единый, полностью цифровой макет изделия. Процесс его создания которого включает несколько этапов: формирование требований к изделию, конструирование его внешнего вида и взаимодействия основных блоков, организация технологического и производственного процессов. Методология позволяет сократить цикл разработки за счет параллельного проектирования, в ходе которого все пользователи действуют непосредственно внутри системы. Это дает возможность значительно снизить число ошибок как на этапе проектирования, так и при производстве и эксплуатации изделий. В ходе обучения студенты открывают для себя реальное назначение каждой операции и то, каким образом она реализуется в системе.
Вторая форма обучения, проектная, наиболее приближена к настоящему производственному процессу. Один из самых интересных примеров — проект Formula SAE. Это международные студенческие инженерные соревнования по созданию гоночных автомобилей типа “Формула”. В 2012 году к проекту присоединилась команда МГТУ им. Н.Э. Баумана — Bauman Racing Team. Процесс проектирования и создания гоночного болида дал участникам возможность проследить весь цикл изготовления изделия. Александр Романов подчеркнул, что подобные проекты помогают компании оценить собственную методологию с точки зрения эффективности использования методов, отлаженных для больших предприятий, в работе маленьких проектных бюро.
“Мы видим, что эти технологии работают очень неплохо. За последние три года уже около трехсот человек пришли в проект и прошли обучение по методикам ЛАНИТ. Сначала мы обучали всех лично. Теперь, когда уже накоплено много обучающих материалов, ребята занимаются самостоятельно. Мы предоставили Bauman Racing Team два видеокурса, три презентационных текстовых курса, разработали стандарты проектирования”, — рассказал эксперт.
Еще один пример — проект по оцифровке нескольких ранее разработанных изделий. Участниками проекта стали учащиеся академической программы ЛАНИТ из МГТУ им. Н.Э. Баумана, специалисты ЛАНИТ как носители методологии и поставщики решений, а также сотрудники предприятия, выступившие в роли наставников.
Менее чем за два года студентам удалось полностью оцифровать два сложных и крупных изделия, а также внести необходимые поправки в документы. Использование методологии, в частности, помогает найти чертежи, которые не соответствуют реальному процессу изготовления деталей. “В группе, которая занималась этим проектом, было около двадцати человек. Многие из них остались на этом предприятии – кто в конструкторском бюро, кто в отделе САПР. Некоторые уже выросли до руководителей отделов”, — добавил Александр Романов.
В настоящий момент основной задачей ЛАНИТ является приобретение опыта поддержки инженерного образования и последующее масштабирование обучения. С целью распространения подходов компании в различных вузах ЛАНИТ активно сотрудничает с МГТУ им. Н.Э. Баумана на площадке нового Научно-образовательного центра (НОЦ). “Здесь наши специалисты разрабатывают академические программы, которые с помощью преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана можно будет тиражировать в другие российские вузы”, — поделился Александр Романов.
В ближайшем будущем ЛАНИТ планирует реализацию совместного проекта с Сибирским государственным университетом путей сообщения по разработке специализированного устройства для нового поезда.
Также партнером компании стал Уральский федеральный университет (Екатеринбург), на базе которого будет создана передовая инженерная школа.
Александр Романов заметил, что сотрудничество с предприятиями крайне важно. Весомый вклад в это вносит государство, создавая необходимые инструменты. Так, уточнил эксперт, в апреле текущего года было принято Постановление Правительства РФ № 619, в рамках которого, совместно с высокотехнологичными компаниями, реализуется программа развития передовых инженерных школ, направленная на создание и развитие новых научных, инженерно-технологических направлений. “Мы надеемся, что в дальнейшем это будет способствовать созданию новых образовательных площадок, где мы сможем передавать накопленные знания и экспертизу”, — подытожил Александр Романов.