Будущее 979 территорий в разных регионах нашей страны может кардинально измениться в зависимости от принятых сейчас решений об их комплексном развитии. Внедрённый министерством строительства механизм КРТ (комплексного развития территорий) уже реализуется на площадях более 9 200 га и становится растущим трендом.
В Национальном объединении строителей осуществляют мониторинг применения КРТ в регионах. На основании текущих результатов мониторинга Вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз оценивает КРТ как перспективный и вдохновляющий инструмент для выхода на запланированные долгосрочной программой развития до 2030 года объёмы строительства жилья на федеральных земельных участках в размере не менее 100 млн кв. м.
По словам эксперта, накоплена достаточная информация для понимания базовых направлений по совершенствованию механизма КРТ в рамках законодательных инициатив. Прежде всего, это необходимо для того, чтобы обеспечить баланс интересов государства, общества и бизнеса.
— Ответственность по возможным рискам при реализации принятых градостроительных решений и проектов КРТ должна быть солидарной для сторон – участников инвестиционно-строительной деятельности, включая публичную власть. Это гарантирует заинтересованность в реализации плана руководителей регионов и позволит привлечь к участию в КРТ больше инвесторов, — отметил Антон Мороз, выступая на Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс: вызовы и возможности» в Санкт-Петербурге.
По мнению спикера, катализатором полномасштабной реализации проектов жилой застройки в рамках КРТ станет совершенствование законодательства в этой сфере. В том числе, необходим чёткий регламент для обеспечения жилищных прав собственников помещений. Сейчас эти вопросы решаются в рамках работы Общественного штаба по вопросам комплексного развития территорий и зачастую служат поводом для изменения сроков и планов проектов.
— Нам нужен активный диалог с населением, — считает Антон Мороз. — Градостроительный потенциал КРТ — 125 млн кв. м жилой площади. Когда мы стремимся построить больше жилья, важно использовать эту возможность, чтобы переосмыслить будущее наших городов. Учитывать потребности жителей, создавая сообщества, где люди меньше тратят времени на дорогу, а больше посвящают себе и семьям, поскольку живут ближе к своей работе, детским садам, школам и местам отдыха.
Кроме того, многие застройщики придерживаются мнения, что комплексное развитие территорий должно начинаться с транспортной инфраструктуры.
— Отсутствие дорог делает строительство слишком дорогим и, в конечном итоге, вытесняет средних застройщиков с рынка, — сказал Антон Мороз. — Жилье будет следовать за инфраструктурой, а торговля, спорт и развлечения будут следовать за жильем.
Многообразие форм КРТ предусматривает разные сценарии его применения. При этом успех определяется тем, что интегрированный территориальный подход основан на одновременном и справедливом учете всех проблем и интересов, имеющих отношение к городскому развитию, — подчеркнул вице-президент НОСТРОЙ.