Экономика

Новые правила госзакупок: приоритет для отечественного производителя

211views

Госдума приняла в первом чтении законопроект о единых правилах национального режима для госзакупок для отдельных юридических лиц. Об этом пишет ТАСС. Теперь правительство сможет устанавливать запреты на закупки иностранной продукции для государственных организаций и компаний, а также вводить иные регуляции. К примеру, в ряде случаев кабмин может запретить использовать импортные аналоги при наличии заявки, в которой указан российский товар. При этом поставщикам российских товаров обещаны преимущества — к примеру, в ходе рассмотрения заявок полностью «импортозамещенные» предложения будут оцениваться на 15% ниже, чем их соперники с присутствием импортных комплектующих или расходников. Новые правила будут распространяться и на аукционы с единственным поставщиком. Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2025 года.

Необходимость введения национального приоритета при реализации госузакупок и госконтрактов обсуждалась не единожды на протяжении последних двух десятков лет. Характерным примером может послужить история, сложившаяся в строительной индустрии. До 2019 года заказчик проекта, скажем, капитального ремонта многоквартирного дома, мог включить в проведение аукциона требования к материалам, которые будет использовать подрядчик. «Форма №2» нередко позволяла манипулировать ходом торгов, подстраивая их под личные предпочтения заказчика. Они могли быть основаны не только на эксплуатационных характеристиках строительных материалов, но и простом следовании моде, советах близких и других факторах. При этом, те, кто выходил на торги с отечественными строительными материалами, просто не могли пробиться к заказу поскольку экономическая эффективность российских решений нередко пасовала перед фактором предубеждений или предпочтений заказчика.  Классическим примером может послужить кейс хризотилцементной продукции. Так, еще в 2012 году Высшая школа экономики писала в своем исследовании «Последствия кампании по технологической дискредитации хризотиловой промышленности в России»: «если долю асбестоцементных шифера и труб в имеющемся объеме производства аналогичной по назначению продукции довести хотя бы до 10%, только прямая экономия на закупках составит 3,7 млрд. руб. по шиферу и 2,7 млрд. руб. по трубам в год».

После отмены «формы №2» начался уверенный рост доли хризотилцементных строительных материалов в программах капитального ремонта по всей стране. Теперь, когда выбор основывается на цифрах и экономических показателях, заказчики стремятся к использованию доступных, долговечных и проверенных временем решений. Хризотилцементная продукция служит около 30 лет, не горит при любых температурах, не проводит электричество, не окисляется и не реагирует с большинством химических соединений (кроме кислот). Её можно использовать в климате с любым уровнем солнечной нагрузки, она выдерживает экстремальные холод и жару, устойчива к воздействию влаги. За последние пять лет полностью импортозамещенное производство в России показало свою эффективность, как только были устранены искусственные барьеры в области регуляций. Нынешний законопроект распространяет данный принцип на всю страну, предоставляя преференции отечественной промышленности.